На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ruposters

2 061 подписчик

Право на косяк: чего добились сторонники легалайза в США

С легализацией марихуаны во всем мире связано множество невероятных историй - достаточно вспомнить одну лишь Голландию, создавшую знаменитые кофешопы с коноплей. Иногда и в России звучат призывы легализовать легкие наркотики. Как недавно утверждал телеведущий Владимир Познер, когда они становятся легальными, криминал заканчивается.

Но, как известно из истории легализации марихуаны в США, начинается игра бизнеса и власти. Ruposters вспоминает, как в Штатах боролись за разрешение легких наркотиков.

Преграда для бизнеса

История борьбы за легализацию марихуаны в США насчитывает чуть более 80 лет.

Кампания против продуктов, содержащих коноплю, вошла в свою активную фазу в 1930-х годах. При этом непосредственное начало было положено американским медиамагнатом Уильямом Херстом, создателем скандальной "желтой прессы".

Для того чтобы максимально увеличить и расширить тираж своей второй газеты New York Morning Journal, он должен был снизить цену до одного цента за номер. Это породило так называемую "газетную войну" между холдингом Херста и другого бизнесмена, чьим именем названа журналистская премия, Джозефом Пулитцером.

Уильям Херст

Но скандалы, интриги и расследования нужно было на чем-то печатать, а для многократного увеличения тиражей необходимо много дешевого материала. Херст закупал бумагу у "Дюпон Кемикалз", которые добывали целлюлозу из древесины. В 20-х годах технология переработки древесины в бумагу была более дорогостоящей, чем создание бумаги из конопли. Конопляную бумагу производили конкуренты, поэтому Херст решил воспользоваться своими медийными ресурсами и развернул черную пиар-кампанию против марихуаны. К слову, сейчас выгоднее вырубать уже заросшие леса, что сильно бьет по окружающей среде, но отойти от устоявшегося производства и искать альтернативы целлюлозные компании не готовы до сих пор.

К Херсту, действовавшему только из корыстных интересов, присоединился идейный противник наркотиков, которого очень не хватало Херсту. Таким идейным и последовательным человеком оказался Гарри Анслингер, глава Федерального бюро по наркотикам.

Анслингер, будучи простым работником алкогольного отдела министерства финансов, благодаря удачной свадьбе с племянницей секретаря Минфина получил карт-бланш на создание Бюро по наркотикам, где он и проработал 30 лет и запомнился своей прогибиционистской политикой запретов, угроз и тщательных расследований.

Анслингер на одном из рейдов

Вместе им удалось продвинуть сначала "Закон о налоге на марихуану" в 1937 году, который установил непомерные отчисления за использование конопли в производстве (что фактически уничтожило отрасль), а в 1938 – изъять Cannabis из медицинского употребления, несмотря на протесты медиков.

С подачи Анслингера Херст тиражировал статьи об "ужасном галлюциногенном наркотике, быстро вызывающем привыкание, стимулирующем агрессивность и антисоциальное поведение". Сам Анслингер тоже написал статью под говорящим названием "Марихуана – убийца молодежи".

Марихуана и ее запреты шли бок о бок с политикой, становясь оружием в борьбе то с джазовыми музыкантами, "сходящими с ума от марихуаны", то с коммунистами (марихуана, "ослабляющая дух американской нации").

Массированная медийная атака задействовала все средства, марихуану ассоциировали с демонами и адом

В конце 50-х Анслингер развернул массированную пропаганду в мировой прессе, что во многом способствовало включению растения каннабис в Единую конвенцию ООН о наркотических веществах. Сам же Анслингер стал представителем комиссии от США. Ратификация этого документа Соединенными Штатами должна была стать завершающим аккордом его жизни, однако президент Кеннеди отказался подписывать конвенцию. Анслингеру пришлось уйти в отставку.

Очередной поворот

Новым витком закручивания косяков гаек в антиконопляном законодательстве США стала знаменитая “War on drugs”, развязанная Ричардом Никсоном. Он пытался полностью избавить страну от наркотиков в любом виде, в том числе и каннабиса, хотя к тому моменту уже имелись научные данные о безвредности марихуаны.

Начиная с 1971 года стремительно разросшийся полицейский аппарат ловил, сажал и судил за любое количество марихуаны, что привело к катастрофическому переполнению тюрем, созданию частных тюрем (подробно об этом писал Ruposters) и многим другим проблемам.

На графике видно, что с принятием закона количество заключенных резко возросло

Штаты оказались на первом месте по числу посаженных за хранение и употребление наркотиков. Марихуана даже сейчас является причиной почти половины (от 17% до 52% в разных штатах) арестов за хранение наркотиков.

Война Никсона в Латинской Америке, развернутая в нескольких основных точках производства всевозможных наркотических веществ, в том числе реально опасных, привела к перемешиванию рынка, миграции основных игроков и их разделению. Никсон, выделив почти 50 миллиардов долларов на борьбу, фактически разворошил муравейник, никак не повлияв на доступность наркотиков в США – производство перекочевывало из Уругвая в Колумбию, из Колумбии в Мексику, доставка осуществлялась через сухопутную и морскую границы, а небольшой период исчезновения наркотиков лишь увеличивал производство опасных суррогатов.

Однако не наркотики как таковые стали причиной Никсоновской борьбы. По свидетельству советника по внутренней политике Джона Эрлихмана в 1994 году, она использовалась в политических целях:

"Мы знали, что не можем запретить выступать против войны или быть черным, но мы могли дезорганизовать эти сообщества. Заставив ассоциировать хиппи с марихуаной, а черных – с героином, мы могли затем арестовывать их лидеров, врываться в их дома, прерывать их собрания, демонизируя их день за днем в вечерних выпусках новостей. Знали ли мы, что лжем о наркотиках? Конечно, знали", - признался Эрлихман.

Примечательно то, что журналист Дэн Баум, взявший интервью, решился опубликовать эту часть только в марте 2016 года, в период предвыборной кампании в США.

В перечень предвыборных обещаний Дональда Трампа вопрос полной легализации марихуаны на федеральном уровне не входил – он осторожно высказывался о разрешении употребления наркотика в медицинских и терапевтических целях. Однако позицию во время кампании нельзя считать его реальным мнением – он в течение долгого времени называл антинаркотическую политику США "дурной шуткой", искренне полагая, что легализация может вернуть стране миллионы долларов, оседающих в карманах наркобаронов.

"В отношении марихуаны и легализации я считаю, что это должно быть вопросом штатов, должно постепенно решаться от штата к штату. Марихуана — это такая большая штука. Я думаю, медицинскую нужно разрешить, верно? Вы не согласны? Я так думаю. И поэтому я полагаю, что мы должны оставить это на усмотрение штатов", — сказал он в интервью The Washington Post в октябре 2015 года.

Новое поколение

Переломным в истории борьбы за легализацию в США можно считать 1996 год, когда в Калифорнии разрешили употреблять "травку" в медицинских целях. Послабление было настолько широким, что для получения рецепта на употребление марихуаны было достаточно головной боли. Пациенту выдавался "зеленый бланк", с которым он шел в "зеленую аптеку" и покупал там не менее зеленые препараты.

"Зеленая" аптека

За последние 25 лет употребление марихуаны вышло из-под тяжелой антинаркотической медийной кампании. Простое отсутствие марихуаны в криминальных репортажах способствовало изменению сознания – к 2017 году 47% американцев могли позволить себе употреблять марихуану в кругу своей семьи или на их глазах. По опросам, только 6% родителей считают марихуану вредной привычкой.

Разговоры о легализации с переменным успехом длились вплоть до 2016 года. И Билл Клинтон, и Джордж Буш-младший употребляли наркотики, хотя, похоже, стыдились этого:

"Я бы не хотел отвечать на вопросы, связанные с марихуаной. Знаете почему? Потому что я не хочу, чтобы маленький ребенок попытался сделать то, что когда-то делал я сам!" - сказал Джордж Буш в разговоре с биографом Дугласом Видом, не зная, что тот его записывает на диктофон.

Через 13 лет Калифорния снова попыталась поднять вопрос легализации марихуаны уже на бытовом уровне. Губернатор штата Арнольд Шварценеггер заявил, что необходимы дебаты о легализации. Свое заявление он обосновал результатами опроса, в котором 56% респондентов Калифорнии проголосовали за легализацию продажи.

Фактически же вопрос был поднят из-за абсурдной правовой ситуации – легкость получения "зеленого рецепта" создала целую индустрию производства и продажи каннабиса. "Травку" можно было купить в вендинговых автоматах на пляжах, но при этом она оставалась запрещенной.

Торговый автомат с "травой"

Упрощенный взгляд на запреты во власти объясняется во многом сменой поколений. К началу 2000-х действительно высокие посты стали занимать люди, родившиеся к 1960-му году - тогда, когда произошла "революция мысли", а хиппи перехватили мейнстрим. Будучи уже взрослыми людьми за 50, они со спокойствием или даже поощрением относились к "легалайзу".

Но были и те, кто не хотел ренессанса для наркотика. И снова в дело вмешался крупный бизнес. Перед самыми выборами в WikiLeaks опубликовали доказательства предпочтений кандидатуре Хиллари Клинтон. Это вызвало широкий резонанс во всем мире, но вместе с этими документами миру был явлен сговор членов алкогольного лобби США в попытке затормозить легализацию марихуаны.

В одном из сообщений с почтового ящика финансового директора комитета демократов Джорджа Каплана оказалось объявление Ассоциации оптовых продавцов спиртных напитков США (WSWA):

"Занимая нейтральную позицию по поводу легализации [употребления каннабиса], WSWA в то же время считает, что штаты, легализующие марихуану, должны обеспечить адекватные и эффективные регуляции, направленные на защиту общественности от злоупотребления и чрезмерного потребления марихуаны".

Торговцы в своей заметке пытались доказать, что с легализацией марихуаны может резко возрасти количество ДТП, звучат призывы организовать статистические проверки штатов, где произошел "легалайз", по итогам которых предлагалось разработать быстрые методы определения количества употребленной марихуаны водителем и разработать штрафы.

На это коммуникатор проекта за легализацию Marijuana Policy Project Морган Фокс ответила:

"Во-первых, вождение автомобиля под марихуаной в США уже запрещено, во-вторых, проводившиеся до сих пор научные исследования показывают, что марихуана вредит безопасности вождения гораздо слабее, чем алкоголь. Продавцам алкоголя лучше бы подумать, как убедить людей не садиться за руль после употребления спиртного".

К тому же в 2011 году исследование университета Колорадо показало, что штаты, легализовавшие марихуану, снизили общую опасность на дорогах. По предположению авторов, молодые люди стали пить меньше алкоголя, пересев на "траву". Это не может не огорчать алкогольное лобби.

Победное шествие

Осенью 2013 года число сторонников легализации превысило психологический барьер – за распространение выступило 58% американцев. Среди миллениалов поддержка легализации составляет критические 69% процентов, что для атомизированного американского социума – пугающее (для некоторых) единодушие.

11% населения страны хотя бы раз курили – это существенное меньшинство в американской политике, которое не могли оставить без внимания. В ноябре 2012 года Вашингтон и Колорадо полностью легализовали марихуану лицам старше 21 года, в течение последних 17 лет более 20 штатов частично разрешили употребление марихуаны на своей территории.

В начале 2014 года производство каннабиса было признано самой быстрорастущей отраслью США. Объем рынка увеличился на 71% по сравнению с 2013 годом, составив 2,7 миллиардов долларов. За короткий промежуток времени на рынке появился 481 "марихуановый стартап" - инвесторов привлекали способы доставки, технологии производства и продажи. Даже провал инициативы по "легалайзу" в округе Колумбия не изменил ситуации.

Окончательной победой "каннабисового лобби" можно считать референдумы о полной легализации и разрешении употребления в медицинских целях в шести штатах в 2016 году. Они прошли в Калифорнии, Массачусетсе, Неваде, Арканзасе, Флориде и Северной Дакоте (по рецепту – последние три).

В день инаугурации президента США Трампа 20 января организаторы DCMJ (ДеКриминализацияМариХуаны) бесплатно раздали более 4200 "косяков" и пригласили всех принять участие в протесте: по плану все должны были дружно затянуться на 4-й минуте и 20-й секунде речи президента (число 420 считается особым среди марихуанщиков).

Кадр из сюжета о протестующих

Однако в феврале Трамп, по сути не являясь активным противником травы, внезапно выступил с требованием "усилить внимание к федеральному закону против использования марихуаны". Правительство Трампа оказалось против тенденции увеличения количества штатов-легализаторов.

По словам пресс-секретаря Белого Дома Шона Спайсера, президент понимает "всю боль и страдание, через которые проходят многие люди, особенно неизлечимо больные", но подчеркнул разницу между применением марихуаны в лекарственных и развлекательных целях. Похоже, для индустрии каннабиса президент-бизнесмен может быть очередной головной болью, для которой простого "зеленого рецепта" будет недостаточно.

Редакция Ruposters напоминает:

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена уголовная ответственность. Статья 228 УК РФ.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх