Холодной осенью 2016 года в отечественный прокат вышла картина Кирилла Серебренникова “Ученик”, снятая по мотивам пьесы современного немецкого драматурга и борца за права геев Мариуса фон Майенбурга. Несмотря на соответствие картины европейскому мейнстриму и награду в Каннах, Серебренникову удалось создать поистине русское кино, в полной мере отражающее нашу действительность. Егор Бакланов объясняет, почему этот фильм обязан посмотреть каждый российский зритель.
Старшеклассник обычной калининградской школы Вениамин Южин сильно отличается от своих сверстников - пока те активно постигают все прелести и тяготы пубертатного периода, он штудирует Священное Писание и старается жить по законам Божьим. Из-за этого у Вениамина часто возникают конфликты матерью и с учителями в школе.
Сначала Вениамин отказывается посещать уроки плавания из-за слишком откровенных купальников своих одноклассниц, объявляет войну безнравственности, а затем вступает в противоборство с учительницей биологии Еленой Львовной Красновой, которая исповедует новые подходы в образовании.
Краснова доказывает ученикам превосходство теории Дарвина над религиозными постулатами при помощи надетых на морковь презервативов и фильмов о размножении животных, а Ученик забивает окна своей комнаты досками, называет мать блудницей и пытается исцелить хромого одноклассника-гея молитвами и кулаками.
Окружающие смотрят на это противостояние и посмеиваются - в их жизни пока еще много других, более важных проблем. Мать волнуется, ведь ребенок ведет себя не как трудный подросток, а как проповедник.
Возможно, многим захочется поспешно обозвать Кирилла Серебренникова русофобом и провокатором, но это будет ошибкой.
Несомненно, в “Ученике” есть много весьма провокационных моментов. Иногда зрителю весьма трудно отличить остросоциальную сатиру от прямой насмешки над чувствами верующих, но Серебренников - отнюдь не враг консервативного христианского общества. Он, как и подобает художнику, через провокацию и гротеск на экране ведет лишь откровенный диалог с нами.Если зритель вынужден созерцать цитирование Писания на фоне половых органов главного героя, наблюдать за ленивыми попытками школьного священника наставить Вениамина “на путь истинный” при помощи брошюр и выслушивать монологи о неполноценности евреев, то виной тому не стремление режиссера оскорбить религиозные чувства.
С завидной прямолинейностью Серебренников предупреждает нас, что заботливо изложенная в “Ученике” авторская метафора вполне может стать суровой реальностью. Клерикализм заменит веру, а подросшие обличители грехов человеческих с Библией и благими намерениями наперевес начнут творить страшные дела.
И действительно, к середине картины главный герой уже не выглядит смущенным подростком. Он не обращается к Библии за ответом, а только использует как руководство к действию самые страшные и жестокие фрагменты из нее, с завидной стремительностью превращаясь в агрессивного мракобеса.
Обычная калининградская школа в замешательстве. Одноклассники отстраняются от обскурантиста, а директор и весь преподавательский состав просто не понимают, как реагировать на дерзкие выходки и заявления Вениамина, которые становятся с каждым разом все жестче. Похоже, юноша всерьез объявил священную войну невеждам и грешникам, "потерявшим страх" перед Господом и Страшным судом. С другой стороны масла в огонь подливает учитель-атеист Краснова, которая тоже начинает штудировать Библию в надежде там найти ключи к спасению трудного подростка от заблуждений.
Мрачную историю об эволюции подросткового фанатизма Серебренников разбавляет сатирическими вкраплениями о жизни обычных людей. Диалоги наполняются завидной долей сарказма, а в некоторых моментах становится по-настоящему смешно.
Примечательно, что самый большой камень Серебренников предлагает кинуть не в главного героя, отягощенного сумраком разума, а в общество, которое не хочет понимать всей опасности фанатизма и постепенно принимает навязываемые Учеником требования.
Совершенно очевидно, что этим фильмом Серебренников дает бой современным радикальным активистам и деятелям, которые в патриотическом угаре блокируют выставки и строчат жалобы в инстанции с требованием запрета фильмов и театральных постановок. Они все - коллективный школьник, захватывающий власть над закрывающими глаза учителями и одноклассниками.
При этом, все показанное в “Ученике” никоим образом не подрывает основ христианской веры, а, наоборот, предстает в виде интеллектуального месседжа в адрес ортодоксального сообщества, с просьбой немедленно встать на борьбу с нарастающим религиозным экстремизмом.
Серебренников также избегает политического дискурса, поскольку не видит в нем смысла. Более важно для него показать трагедию общечеловеческую, в которой пустота бездуховности в один миг может заполниться мракобесием и ненавистью.
Удивительно, но “Ученик” - как раз тот случай, когда иная творческая ментальность и чуждая западная мысль смогли создать красивый, патриотичный и очень актуальный сегодня фильм, предназначенный совсем не только для европейских фестивалей.